Статьи Mindfulness.ru

Быть Ринпоче: беседа с Дзонгсаром Джамьянгом Кхьенце Ринпоче

Дзонгсар Джамьянг Кхьенце Ринпоче — высокопоставленный учитель традиции Ваджраяны. В этом интервью он говорит о своих более чем пятидесяти годах в роли религиозного лидера и учителя, откровенно делясь каково это быть Ринпоче.

Молодой Дзонгсар Кхьентце Ринпоче в Сиккиме
Фото: Siddharths’s Intent

Buddhistdoor Global (BDG): Каково это на самом деле быть ринпоче и как это меняется со временем? (прим. «Ринпоче» переводится как «драгоценный», традиционное обращение в тибетском буддизме к ламе или высокоуважаемому учителю)

Дзонгсар Джамьянг Кхьенце Ринпоче (DJKR): Как и все вокруг нас, в буддийском мире многое изменилось. Даже представление людей о буддизме, особенно о тибетском буддизме, сегодня сильно отличается от того, каким оно было в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах. Как и понимание, зачем нужны тулку и ринпоче и как их следует обучать. (Прим. «тулку» — Пенор Ринпоче определяет тулку как «реинкарнацию буддийского мастера, который из сострадания к страданиям живых существ поклялся переродиться, чтобы помочь всем существам достичь просветления»)

Раньше были другие проблемы. Многие из нас росли на картофеле месяц за месяцем, а сегодня ринпоче могут ходить в какие захотят пятизвездочные рестораны и наслаждаться шведскими столами. Это не означает, что у сегодняшних ринпоче прекрасная жизнь. Просто у них совсем другие сложности.

Мы, люди, очень странные существа. Мы хотим быть в центре внимания и мечтаем стать известными общественными деятелями. Если бы мы только знали, какую высокую цену за это нужно заплатить.

Перевоплощенные ламы занимают очень привилегированное положение, но важно понимать, что большинство из нас, ринпоче, особенно моего поколения, не выбирали этот титул, не стремились к нему и не добивались. Большинство из нас были назначены без права выбора и мы не понимали, что происходит.

Но тогда вы можете возразить: «Ну, теперь-то у вас есть выбор». Это легче сказать, чем сделать, особенно когда вы живете в очень сложном обществе, в котором есть множество культурных нюансов и ожиданий, и когда вас всю жизнь приучали думать и действовать определенным образом.

То, как люди растут и как воспитываются в течение первых 10 или 20 лет, влияет на остальную часть нашей жизни, особенно когда этот ранний период проходит в уединении, ограничениях и огражден от повседневной жизни. К тому времени, как ринпоче исполняется 20 или 30 лет, они на самом и не знают, чем еще можно заниматься и как делать что-либо, кроме того, что их приучили делать. К сожалению, это часто просто сидение на троне, фальшиво улыбаясь в позе неподвижной статуи. Я не шучу, есть даже тибетское выражение, что нужно «сидеть, как золотая статуя».

Во многих отношениях жизнь сейчас очень отличается от того времени, когда я рос. Сейчас родители и родственники часто очень хотели бы, чтобы их ребенка признали ринпоче. В то же время ринпоче часто обвиняют в том, что они избалованы и используют учеников в своих интересах. В определенной степени некоторые из этих обвинений могут быть правдой.

Но не стоит винить только ринпоче за избалованность и жизнь в своем мире. Вина в первую очередь должна быть возложена на тибетское общество, на тибетских высоких лам и особенно на лиц, заинтересованных в институте тулку, которые либо в упор не видят, либо предпочитают оставаться в неведении как со временем поменялся мир. Они как страусы, зарывшие головы в песок старых и архаичных культурных традиций, которые на самом деле не имеют ничего общего с Дхармой Будды.

В итоге подход к обучению тулку не обновляется, чтобы соответствовать современности. Да, это сложно сделать, потому что тулку обучают с учетом местной специфики, и нет официальной системы или института для обучения тулку, как Итон обучает английскую элиту, например.

Но в этом виноваты не только тибетцы. Так много не тибетских учеников Дхармы очарованы этими юными ринпоче, сидящими на тронах и одетыми в парчу. Эти преданные обычно очень много кланяются этим детям и видят в каждом их детском жесте смысл и глубину.

Дзонгсар Кхьентце Ринпоче
Фото: projectdenjong.com

Представьте себя на месте ринпоче. Вам исполняется три-четыре года , и сотни людей печатают ваше изображение, увеличивают, размещают на тронах и на своих алтарях. Они поклоняются вам и всячески нахваливают. Когда вы входите в помещение, они встают, улыбаются, кланяются, заботятся о вас и возводят на пьедестал. Они называют вас своим учителем и защитником, относятся к вам как к очень разумному, нравственному и чистому существу. Хотя вы еще ребенок, эти преданные заставляют вас поверить в то, что во всех вопросах вы разбираетесь лучше всех.

И так с самого раннего детства на протяжении десяти или более лет. С одной стороны, вы авторитет, ваше слово закон, и никто не осмелится идти против вас. С другой стороны, от вас ожидают определенного поведения, слов, мыслей. Вас буквально поместили в золотую клетку только потому, что общество без спросу наградило вас титулом и назначило роль.

Представьте, что вы выросли в таком мире, а теперь вам 15 или 20 лет, и вдруг все меняется. Вы достигаете половой зрелости, играют гормоны, люди и изображения сексуально привлекают вас, вы уже взрослый. И на фоне бушующих гормонов и всего этого от вас по прежнему ожидают святости и в каком то смысле божественности.

Если бы вы захотели пожить своей жизнью хотя бы один день, — быть собой, заниматься своими делами, побыть в одиночестве, — вы не сможете, ведь к этому времени ваши родители, ваши так называемые ученики и все общество сделали так, что ваше лицо знакомо каждому. Ваши фотографии повсюду, и каждое ваше движение обсуждается.

Как бы вы себя чувствовали в этой ситуации?

Да, в похожей ситуации и звезды кей-попа, кино-звезды и другие знаменитости. Но от них не ждут духовного наставничества, и карьеру свою они сами выбрали. У большинства из этих детей-ринкоче никогда не было возможности выбрать такую ​​жизнь.

По правде, родители и опекуны многих из этих молодых ринпоче разрушают их жизни, при этом даже не воспитывая толковых учителей Дхармы. Сегодняшние ринпоче проходят лишь небольшую часть того строгого обучения, которое мы получали раньше. У современных молодых ринпоче есть выходные, зимние и летние каникулы, они путешествуют на Гоа, в Бангкок и даже на Гавайи, но нет должного образования. В мое время мы даже не знали, что такое выходные.

Под предлогом усовершенствования строгое и жесткое образованию молодых ринпоче подменяют поблажками, поклонением и родительскими амбициями, которые совсем не помогают обучению. Конечно, злоупотреблениям во имя строгости нет оправдания. Кажется, давно пора пересмотреть, что мы потеряли, отказавшись от более качественного образования. К сожалению, при нынешних обстоятельствах такая переоценка маловероятна.

Дзонгсар Кхьентце Ринпоче
Фото: chronicleproject.com

BDG: Будет ли продолжаться институт тулку?

DJKR: Да. Я думаю, что институт тулку сохранится по разным причинам — как правильным, так и неправильным. Но на самом деле проблема не в этом, и большинство дискуссий о том, следует ли продолжать институт тулку, действительно упускают из виду суть. Настоящая проблема заключается в необходимости обновить и полностью переосмыслить то, как мы обучаем не только ринпоче, но также кхенпо, учителей и других ключевых фигур в обучении Дхармы. (Прим. «кхенпо» — это титул, который дают в школах Ньингма, Сакья и Кагью образованному ученому, завершившему тщательное изучение буддийской философии.)

После переосмысления возникает много вопросов, например, следует ли возводить ринпоче на трон и должны ли у них быть сопровождающие и помощники. Например, когда близкие друзья рассказывают мне о недавно найденном тулку, моя первая реакция — попросить их не рассказывать мне это. Я говорю им, чтобы они скрывали все предсказания и знаки подтверждения перерождения лам и просто занимались качественной подготовкой детей. Как только ринпоче будут хорошо обучены, достигнут определенного возраста и смогут сами обучать других, тогда и обнародуйте все знаки подтверждения перерождения.

Сейчас все делается с точностью наоборот. Мы выставляем напоказ письма-признания с витиеватыми печатями великих лам о подтверждении нового воплощения ринпоче. К сожалению, многие из этих старых лам, признающих ринпоче, не слишком много знают о том, как обстоят дела в современном мире.

Последователи, ученики и покровители предыдущего воплощения ринпоче тоже ответственны за то, чтобы не испортить нового ринпоче, особенно в детстве. Да, это сложно. Люди склонны баловать тех, кого любят.

Тем, кто относится к новому воплощению так же, как к предыдущему, внедрять нововведения особенно сложно. Считать ребенка, который даже не может вытереть свой нос, равным зрелому, образованному, сформированному его предыдущему воплощению, на самом является формой тренировки ума для практикующего Ваджраяну.

Дзонгсар Кхьентце Ринпоче
Фото: khyentsefoundation.org

На самом деле, это не сильно отличается от привычки считать вашего ближайшем соседе возвышенным существом. Так что, если все это воспринимается как тренировка ума для отдельного практикующего и этим ограничивается, тогда это прекрасно. Проблемы начинаются тогда, когда от маленьких детей ожидают, что они будут вести себя так же, как их предыдущее воплощение — поддерживать линию преемственности, проповедовать и сохранять Дхарму и, следовательно, общаться с другими. Под общением подразумевают все: от обладания хороших манер за столом до проявления чувствительности к чувствам других. Этих детей не готовят к этому.

Даже если у вас есть планы, амбиции и ожидания относительно того, что молодой ринпоче в будущем будет многоуважаемым, вы, по крайней мере, должны создать причины и условия для того, чтобы это произошло. Вместо этого родители, учителя и все тибетское общество делают прямо противоположное, не позволяя ребенку получить какой-либо настоящий человеческий опыт. Это все равно, что подрезать крылья маленькой птичке и ожидать, что она полетит, как орел.

Удивительно, как в при всей абсурдности происходящего, за последние 40 лет количество признанных тулку растет как на дрожжах, больше, чем когда-либо в истории Тибета. А смешнее всего, что мы ожидаем от этих детей управлять миром без должной подготовки.

Именно эти нереалистичные ожидания создают проблемы. Общение с другими требует понимания того, что другие чувствуют и думают. Но у большинства из этих ринпоче нет практической подготовки или опыта обычного общения с людьми. В основном, все, чему их научили, — это формальная теория, согласно которой все существа обладают природой будды и нужно проявлять сострадание ко всем живым существам.

Например, когда ринпоче и ламы подрастают, они не понимают, что деньги благотворителей на их обед были заработаны и накоплены тяжелым трудом, бывает, с кровью, потом, слезами и прочими трудностями.

Возвращаясь к вашему вопросу о том, должен ли институт тулку продолжаться, я говорю да — я все еще вижу в нем много пользы, по крайней мере, еще два десятилетия, а может, и дольше. Это уже устоявшийся институт с доказанной пользой, и при надлежащем управлении и обновлении он может продолжать приносить большую пользу. Я не считаю, чтобы вся система тулку настолько устарела, что ее следовало бы выбросить. Но серьезные изменения, безусловно, необходимы.

Дзонгсар Кхьентце Ринпоче (сидит, четвертый справа) с двумя своими учителями, Долго Кхьентце Ринпоче (сидит, третий слева) и Кхамтрул Ринпоче (сидит, четвертый слева) во время передачи учения Dam Ngak Dzo. Фото: Siddharths’s Intent

BDG: Более 50 лет вы ринпоче. С возрастом работать легче?

DJKR: Я не идеален, но мое поколение благословлено некоторыми из величайших учителей, они вдохновляли своим удивительным примером. Такое вдохновение и пример, я считаю, в наши дни редкость.

Я думаю, что то, что вы слышите и видите в детстве, действительно влияет на ваш разум и на всю вашу жизнь. Например: моя мама и мои учителя ругали нас, если мы потратили хотя бы одно зерно риса, и они всегда говорили нам, насколько тяжело заработаны такие пожертвования. Этот образ мышления привился нам с юных лет. То время было очень тяжелым и опасным — в материальном, политическом и других отношениях. По иронии судьбы, сейчас я воспринимаю те трудности как благословение.

Еще на меня повлияло то, мои учителя, такие как Кьябдже Дилго Кхьенце Ринпоче, никогда никого не отвергали и не игнорировали, от самых простых людей до верхушки общества. Поэтому я чувствую себя виноватым каждый раз, когда я отказываю людям из-за лени. Я считаю это чувство вины благословением моего учителя. В наши дни ситуация настолько ухудшилась, что я не думаю, что следующее поколение ринпоче даже будут чувствовать себя виноватыми.

Многие люди, кажется, не понимают, как тяжело быть ринпоче, особенно в нынешнюю эпоху, когда на всех духовных лидеров поглядывают с некоторым недоверием и часто заслужено. В обществах, где буддизм не является традиционной религией, в нас видят сектарных лидеров.

В то же время, если люди действительно видят в ринпоче своего духовного наставника, это приносит свои плоды. Так называемые ученики могут открывать свои сердца и умы, но часто, сознательно или бессознательно, они видят в учителе своего отца, брата, мужа, возлюбленного или товарища, что порождает множество ожиданий и предположений, а также страх, это обременяет отношения. Происходят постоянные проекции между ринпоче и учениками, и последние по-своему толкуют настроение и выбор ринпоче.

Кроме уважения, трепета, любви и преданности в отношениях учитель-ученик также существуют переносы. Ученики могут иметь сильное желание, чтобы их принимали и бояться быть отвергнутыми. Или, если их ринпоче загрустил однажды, ученики могут воспринять это на свой счет, как будто бы они или другие были причиной грусти, а на самом деле виной всему был обычный грипп.

Поэтому все, что говорит или пишет ринпоче, его юмор, сообщения или невинная фраза, например, «я скучаю по тебе», может быть превратно истолковано и додумано. Неприятно, когда реальность не совпадает с ожиданиями и все идет не так, а это происходит постоянно. Современные социальные сети преумножают непонимание и еще больше усугубляют ситуацию.

Будущие ламы и ринпоче должны быть обучены этим нюансам. Это не значит, что мы должны советовать им держаться подальше от социальных сетей и не общаться с людьми. Это выбор каждого ринпоче. Но они должны быть готовы к тому, что у их слов и поступков будут определенные последствия, как у общественного деятеля с особым положением. Ринпоче могут сами выбирать как общаться с людьми и общаться ли вообще, но только при условии, что они могут выдержать этот груз и понимают последствия. В настоящее время большинство молодых ринпоче не подготовлены и не понимают этого. Я встречал по крайней мере двух молодых ринпоче на грани самоубийства, потому что они не справлялись с давлением.

Молодые ринпоче нуждаются в общении с теми, с кем можно поделиться своими взлетами и падениями, не натыкаясь на осуждающий взгляд и порицание. По сути они нуждаются в настоящих друзьях. Кроме прочего им стоит рассказывать про общение между людьми. И обязательно научиться общаться с противоположным полом. Им нужно половое воспитание.

Дзонгсар Кхьентце Ринпоче
Фото: buddhistdoor.net

BDG: Давайте подведем итоги в этой теме.

DJKR: Возвращаясь к вашему первому вопросу, каково это на самом деле быть ринпоче, скажу, что это не так просто и привлекательно, как думают люди. По горькому опыту понимаешь, что за тобой следуют другие, поэтому личной жизни нет, и ты всю жизнь балансируешь на минном поле эмоций, проекций, ярлыков, ожиданий, интерпретаций и прочего других людей.

Но, по крайней мере, когда я оглядываюсь на свое воспитание, мне и другим ринпоче того поколения была предоставлена ​​возможность встретиться и получить самые ценные учения от некоторых из самых удивительных и опытных мастеров, когда-либо ступавших по этой земле. Один только этот дар делает все стоящим, и даже самые большие препятствия и проблемы превращаются в радостную возможность попытаться отблагодарить наших учителей за необычайную доброту.

Я могу только надеяться, что следующее поколение молодых ринпоче, тулку и кхенпо будет следовать этим великим примерам и приложит все усилия для получения и, что наиболее важно, для практики учений Будды, чтобы они могли защитить эти учения и практики и распространяйте их для будущего.

Перевод выполнен непрофессиональным переводчиком: Мариной Никоноровой
Оригинал интервью: по ссылке
Статьи